Появилась одежда в первобытном обществе для того, чтобы защитить тело от непогоды, палящих лучей солнца. Одеждой служили шкуры животных, листья, трава. Согласно истории, одним из первых элементов одежды был пояс, к которому прикрепляли орудия труда. Подвешенные к поясу шкуры, листья, ткань из пеньки и трав создали юбку. По мере общественного развития одежда совершенствовалась, усложнялась, ее функции стали расширяться. В одежде крестьян больше внимания обращалось на удобство, а в одежде аристократов и королей – на торжественность, помпезность, представительность.
Что примечательно в истории пояса, что если ремни и пояса разной ценности носили как бедняки, так и зажиточные люди, то перчатки – это принадлежность костюма аристократов (за исключением недорогих, узко профессиональных).
С самых древних времен на Руси женская одежда подразделялась на нижнюю (нательную) и верхнюю. Объяснение этому очень простое — прохладный климат и требования гигиены. Поэтому обычная нательная сорочка имелась даже в «гардеробе» самых бедных крестьянок. На талии нижняя сорочка обязательно подхватывалась тоненьким пояском, который служил в дохристианские времена очень важным «оберегом», таким же, как наружные кружево и ручная вышивка на рукавах и подоле. Согласно истории пояса, в XVI – XVII вв. пояс на сорочке стал не просто оберегом, а значимым символом целомудрия и благочестия. Только представьте себе, что появиться без пояса, причем даже дома считалось зазорным, а уж при посторонних, что и говорить – просто верхом неприличия.
Как нам известно, летописи и другие различные официальные источники XVI века сообщают разные версии семейной драмы царя Ивана Грозного, которая закончилась убийством его сына. Однако все они единогласно сходятся в том, что поводом, вызвавшим ярость самодержца, была просто напросто распоясанность жены царевича, которая вдруг посмела попасться ему на глаза «в одной простой рубашке», без пояса и простоволосой. Хотя заметим: в таком виде беременная невестка Грозного оказалась не где-нибудь на людях, а в своей женской половине терема.
Согласно правилам, известным из истории пояса, пояс, подол и вообще вся верхняя одежда очень богато орнаментировалась. В XVI – XVII вв. излюбленной и при этом очень практичной формой повседневной и даже праздничной одежды женщин стал знаменитый русский сарафан (сначала сарафан был мужской одеждой). Сарафаны не подпоясывались. С XVI века женщины стали скрывать очертания фигуры, а пояс стал употребляться лишь для нательного белья. Также доподлинно известно из истории пояса, что пояс или кушак издревле был важной частью крещенских гаданий.
Девушки самостоятельно расшивали его драгоценными камнями и украшали вышивкой, тратя немало времени и терпения. В середине XX века этот дамский аксессуар практически исчез: на смену женственному, узкому и приталенному силуэту пришли свободные и широкие одежды.
Тем не менее, история пояса на этом не заканчивается, а напротив, имеет свое успешное продолжение и в наши дни, но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим в следующих публикациях.
Автор: Валерия Горкина, специально для Пошивчик одежды.ру